Детский сад №10"Малютка" посёлок Пасьва

педсовет на тему: формирование математических способностей у детей, пути и формы реализации

 Цели:

повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП; овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП; формировать творческий подход в работе с детьми с учётом их возможностей.

  Вступление.

 

 Учёные утверждают, что способность человека к переработке информации на 6% формируется уже к 5-6 годам.

  В последнее десятилетие возникли тревожные тенденции, а именно:  в системе образовательной работы детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра.

  Теоретическая часть.

Знания, которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако игра формализованная, затянутая по времени, лишённая эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребёнка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками: " Мол, слабая подгруппа - с неё и взятки гладки", а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.

  Не всегда учитываем особенности мышления ребёнка дошкольного возраста. Характерное для ребёнка 3- 5 лет наглядно - действенное мышление ( т.е. мышление, активизирующееся в процессе деятельности) имеет в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. В результате у ребёнка формируются  определённые представления и понятия.

Для детей шестого года жизни характерно наглядно-образное мышление. Наглядно-образный стиль мышления характеризуется тем, что его активизации необходимы наглядный образ, модель отражающая существенные черты объекта или всех объектов, объединённых данным понятием. И только к семи годам у ребёнка формируется абстрактное мышление.

  Хочу напомнить вам древнюю пословицу: " Я слышу - и забываю, я вижу - и запоминаю, я делаю - и я понимаю".

Мы определили мышление как наглядно-действенное, наглядно - образное. И первые слова в этих понятиях - "наглядное".

  - Что значит сделать обучение наглядным? ( Ответы педагогов)

Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный  материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний. Правильно подобранный повышает эффективность обучения.

  - Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? ( Демонстрационный , раздаточный).

 - Наглядный материал должен соответствовать определённым требованиям - каким? ( Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным, в достаточном количестве, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Предметы для счёта и их изображения должны быть известны детям.)

Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по ФЭМП:

многословие, неточность в постановке вопросов. однообразие наглядного материала, заданий. неверное расположение материала. использование неэстетического наглядного материала, пособий, не отвечающих педагогическим требованиям.

Аналитическая часть.

1. Итоги тематической проверки " Выполнение программы по развитию элементарных математических представлений".

2. Итоги конкурса " Лучший математический уголок".

3. Отчёт воспитателей по самообразованию:

· Развитие логического мышления у старших дошкольников

· Формирование пространственных и временных представлений у дошкольников.

  Практическая часть.

 

1. Разминка: от игры - к знаниям.

 - Назовите фамилии педагогов, работающих по теме ФЭМП у дошкольников. ( З.Михайлова, А.Метлина, А.Белошистая, Е. Соловьёва, Т.Ерофеева, Т.Тарунтаева, Р.Непомнящая, Т. Рихтерман, В. Новикова, А. Давидчук и др.)

 - Кто создал систему обучения счёту в детском саду?

  Создание обучения счёту в детском саду является заслугой А. Леушиной. На основании глубокого экспериментального исследования ею доказано преимущество систематического обучения на специальных занятиях по математике. Принципы и методы, предложенные А. Леушиной, и в настоящее время служат основой методики математического развития дошкольников.

  Задача: Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашёл Ваня, если бы он отправился в магазин один? ( 5 рублей)

Задача:  У отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился тогда, когда отцу было 24 года. Сколько теперь лет сыну? ( 24 года)

Задача:  В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. ( Одно яблоко отдать вместе с корзиной).

Задача: У троих братьев оказалось 9 карандашей. У младшего - на один карандаш меньше, чем у среднего; у старшего - на один карандаш больше, чем у среднего. Сколько карандашей у каждого из братьев? ( У младшего - 2, среднего - 3, старшего - 4).

Задача:  Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой? ( На 20 тетрадей)

 2. Немного информации о математике и не только о ней.

  Виды письменной нумерации.

  Цель всякой нумерации - изображение любого натурального числа с помощью небольшого количества индивидуальных знаков.

Первобытные люди записывали числа иероглифами. Первые цифры встречаются более чем за 2 тысячи лет до н.э. в Вавилоне. Вавилоняне писали палочки, их письменность называлась клинописью. Клинышки размещались горизонтально, и вертикально.

Некоторые народы для записи чисел использовали буквы. Вместо цифр писали начальные буквы. Такая нумерация была у древних греков, она называлась геродианова ( по имени учёного).

  Римская нумерация сохранилась и дошла до наших дней.

У некоторых народов запись чисел осуществлялась буквами алфавита. До сих пор мы нумеруем буквами пункты докладов, сообщений.

Сейчас существует индийская система записи чисел. Завезена она в Европу арабами, поэтому получила название арабской нумерации.

Счётные приборы:

 Самыми древними "приборами" для облегчения счёта и вычислений были человеческая рука, камешки, бирки с зарубками, верёвки с узелками и др.

Первым устройством для вычислений считается простой абак в виде глиняной дощечки, на которой были углубления в виде линий ( бороздки). В них клали камешки и отсчитывали их.

Римский абак - камешки передвигались просто по линиям, нанесённым на доске.

  В Японии, Китае стали нанизывать для счёта шарики на прутики.

  Русский абак - счёты - появились в 16 - 17 веках.

  Далее для облегчения счёта появилась логарифмическая линейка ( в 17 веке). Затем были созданы суммирующая машина и арифмометры. И, наконец, изобретена ЭВМ.

 Заключение.

  Математика - один их самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика - трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.

Наша задача - научить ребёнка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.

28 ноября 2013 в 15:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.